Утверждаю.
10.10.2015 г.
Директор школы: (Сердюков В.А.)
Программа разработана: Семеновым А.А.
учителем информатики, согласовано с
Педагогическим советом от 9.10.2015
ПРОГРАММА
«ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ
на 2015-2020 учебный год»
Содержание:
1. Общее положение.
2. Паспорт программы.
3. Анализ текущего состояния.
4. Цели и задачи (управленческие, методические, организационные).
5. Сроки и этапы развития.
6. Мероприятия по реализации программы.
7. Проекты.
8. Ресурсное обеспечение.
9. Информационная безопасность.
10. Механизм реализации программы.
11. Контроль реализации программы.
12. Ожидаемые результаты.
13. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы.
14. План-график (календарный план, циклограмма).
1. Общее положение
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, адекватных современным техническим возможностям и способствующим гармоничному вхождению ребёнка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающего его эффективность.
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций российской школы. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
§ Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
§ Использование компьютерных технологий в качестве инструмента обучения, познания себя и действительности;
§ Рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объекта изучения;
§ Использование средств информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
§ Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
§ Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
§ Использование средств информационных технологий в организации интеллектуального досуга.
Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряжённым во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно – методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.
2. Паспорт программы
Наименование программы |
«Информатизация школьного образовательного пространства на 2015 – 2020 годы» |
Государственный заказчик |
Управление образования администрации
Купинского района |
Основные разработчики |
Методическая служба МКОУ Стеклянской СОШ
Купинского района |
Цели программы |
Формирование единого информационного пространства на территории школы и его интеграция в районное и областное пространство, обеспечивающее:
единство образовательного пространства школы;
повышение эффективности, доступности и качества образования на основе использования информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;
повышение оперативности и качества управления школы на основе информационно- коммуникационных технологий;
сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала школы;
создание условий для поэтапного перехода к качественно новому уровню образования на основе информационных технологий;
получение нового качества образования на основе внедрения новых информационных технологий.
|
Задачи программы |
Демонстрация учителям школы потенциала новых технологий и содействие их ИКТ образованию.
Насыщение образовательного пространства достаточным количеством компьютерной, организационной, аудио- видеотехникой.
Проектирование и создание школьной локальной сети.
Переход к использованию ИКТ для решения задач делопроизводства, бухучёта и управления школой.
Повышение педагогического мастерства работников образования на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.
Построение образовательной системы, обеспечивающей реализацию прав каждого ребенка (в том числе со специальными образовательными потребностями) на получение доступного качественного образования в условиях его модернизации, на развитие разнообразных интересов, склонностей и способностей школьников, формирование их способности к успешной социализации в обществе.
Развитие познавательных и исследовательских умений учащихся, информационно-коммуникационной, социальной и других образовательных компетенций.
Внедрение эффективных образовательных технологий при адекватной охране и укреплении психического и физического здоровья.
|
Сроки и этапы реализации |
2015 - 2020 г.г.
Первый и второй этапы –
(компьютерная грамотность, оснащение школы средствами ИКТ, установка и отладка работы локальной сети, применение ИКТ при изучении различных дисциплин, интеграция ИКТ в учебный процесс, широкая межпредметная интеграция, решительный шаг к индивидуализации обучения, переход от единичных электронных методических материалов к созданию электронных учебников, библиотек по всем образовательным областям.)
Третий этап – 2009- 2010 годы (создание ЕИС школы, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен, а также требует нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.)
|
Источники финансирования |
Федеральный бюджет, областной бюджет, местные бюджеты, внебюджетные и иные средства. |
Ожидаемые конечные результаты
реализации программы |
В результате информатизации школы учащиеся смогут приобщиться к культурным ценностям, в том числе к образовательным ресурсам, и реализовать свои творческие возможности независимо от места жительства.
Педагогический коллектив через Интернет – пространство должен иметь возможность знакомиться с новыми технологиями в обучении и быть в курсе научно-технического прогресса.
Использование ИКТ вносит изменения в содержание образования учащегося, которые заключены в индивидуализации образовательного процесса.
Через ИКТ эффективнее управлять процессом образования в школе.
Школа ожидает, что доступ школьников и родителей к базам данных, к базам знаний различных сфер деятельности позволит населению ориентироваться в проблемах региона, определять индивидуальную стратегию и тактику развития конкретного обучаемого и находить точку приложения своих интеллектуальных способностей в инфраструктуре региона, страны, быть конкурентоспособным на рынке труда. |
3. Анализ текущего состояния
Основанием для разработки программы является Концепция Федеральной Целевой Программы «Развитие информатизации в России на период до 2020 год.
Показателем уровня развития школы, а также критерием ее эффективности, является уровень развития и использования информационных технологий и средств телекоммуникаций.
На начало 2014-15 учебного года МОУ Стеклянская СОШ насчитывает 16 компьютеров разного поколения, объединенных в локальную сеть: класс информатики и административные компьютеры. Класс информатики соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и противопожарным нормам. Имеется выход в Интернет по выделенной линии, электронная почта.
Оборудовано 1 рабочее место заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Имеется мобильный набор: цифровая фотокамера, цифровая видеокамера для организации учебной и внеучебной деятельности. Имеются устройства тиражирования: принтеры, сканеры, ксероксы.
Медиатека включает учебно-методические комплексы по предметам, электронные энциклопедии, справочники, контрольные и обучающие программы практически по всем предметам.
Из 19 педагога, 19 владеют компьютерными технологиями, из них 10 владеют на более высоком уровне. Имеется опыт участия учащихся и их учителей в различных сетевых мероприятиях (олимпиадах, проектах, викторинах, конкурсах и т.п.) самого разного уровня: областного, российского. Но активность пока низкая, мероприятия носят разовый характер. Самые активные учителя информатики, физики .
Школа вступила в проект ИСО.
Обозначились трудности по внедрению ИКТ в образовательный процесс:
1. Количество педагогов, владеющих ИКТ, не приводит к росту количества уроков, проводимых с использованием ИКТ.
2. Любое занятие с использованием ИКТ требует дополнительного времени для его подготовки, следовательно, постепенно учителя возвращаются к традиционному преподаванию, или применение носит разовый характер.
3. Техника быстро устаревает, требуются материальные затраты на ее модернизацию, ремонт, обслуживание.
4. Цели и задачи
Основной целью информатизации школы является: формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров через активное использование информационных технологий..
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Управленческие:
u внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность для создания единого информационного пространства школы;
u автоматизация учета кадров и документации школы для оперативного ведения и архивного хранения информации;
u автоматизация статистических данных школы для оптимизации процесса обучения и контроля качества образования;
Методические:
u обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям;
u повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
u создание в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний и методические пособия, и другие виды учебной информации.
Организаторские:
u обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся, адекватной современному уровню развития информационных технологий;
u организация работы и развитие фонда школьной медиатеки.
5. Сроки и этапы реализации
2015 - 2020 г.г.
Первый и второй этапы –
(компьютерная грамотность, оснащение школы средствами ИКТ, установка и отладка работы локальной сети, применение ИКТ при изучении различных дисциплин, интеграция ИКТ в учебный процесс, широкая межпредметная интеграция, решительный шаг к индивидуализации обучения, переход от единичных электронных методических материалов к созданию электронных учебников, библиотек по всем образовательным областям.)
Третий этап – 2015- 2020 годы (создание ЕИС школы, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен, а также требует нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.)
Этапы информатизации школы.
1985 г. начало преподавания информатики в школе.
1986 г. использование непрограммированных калькуляторов,
1987 г. использование программированных калькуляторов.
1990 г. установлен класс УКНЦ- 12 машин,
Начинается замена старых компьютеров на современные.
1999 г. посещение класса губернатором Толоконским В. А. –подарок компьютер.
2000 г. один компьютер по президентской программе,
2003 г. один компьютер и лазерный принтер для библиотеки,
2004 г. два компьютера от местной администрации,
2005 г. сканер и лазерный принтер,
2006 г. два компьютера и Web-камера, установлена локальная сеть,
2007 г. январь компьютер и скоростной Интернет, июнь- цифровой фотоаппарат, сентябрь цветной лазерный принтер и цифровая видеокамера, октябрь- ноутбук и мультимедийный проектор, декабрь- Интерактивная доска, 16- портовый свич, два компьютера, точка доступа беспроводной связи.
2009 г. Один компьютер, ноутбук, проектор и компьютерные измерительные датчики в кабинет физики.
2010 г. Один ноутбук и лазерный принтер.
2012 г. Один ноутбук.
2013 г. Один компьютер.
2014 г. Один ноутбук.
2015 г. один струйный цветной принтер. Установлена локальная школьная сеть.
2016 г. один ноутбук и проектор.
2017 г. один ноутбук.
6. Мероприятия по реализации программы
1. Заседания творческой группы по информатизации
2. Компьютерный мониторинг качества
3. Создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями
4. Совместное совещание педагогического коллектива, медицинских работников, психологов, инструкторов по физической культуре, членов ученического совета с целью определения актуальных тем для информационного пространства школы
5. Использование компьютеризации и ресурсов Internet для проведения интегрированных уроков
6. Занятия групп «Пользователь ПК», «ИКТ в деятельности педагогов-предметников»
7. Заседания «круглого стола». Обмен опытом работы на заседаниях МО учителей-предметников
8. Совещания по результатам информатизации учреждения
9. Использование мультимедийной техники на школьных и городских мероприятиях и на уроках
10. Использование компьютерного класса для проведения интегрированных уроков, факультативных занятий, профессионального обучения
11. Использование в работе школы электронной почты
12. Пополнение банка данных образовательных услуг компьютерной сети – Интернет
13. Использование информационных услуг Internet в практике работы школы
14. Применение новых информационных технологий для управления качеством образования
15. Пополнение компьютерных картотек образовательных программ
16. Пополнение медиатеки, Интернет-ресурсов школьной библиотеки
17. Обмен опытом по использованию мультимедийной продукции в образовательном процессе
18. Использование метода проектов в образовательном процессе
19. Участие в городских, областных, Всероссийских конкурсах, семинарах, конференциях с использованием информационных технологий
20. Пополнение программного информационного ресурса
21. Поддержка сайта школы и форума в Интернете
22. Всю документацию вести только в электронном варианте.
Обучение педагогов ИКТ – компетентности через систему курсовой
подготовки по программе «Информатизация системы образования»
23. Проведение мастер-классов для учителей школы по использованию ИКТ в учебно-воспитательной деятельности
24. Совершенствование системы методической поддержки учителей в области информационных технологий с использованием средств телекоммуникаций
25. Организация мониторинга использования ИКТ в образовательном процессе
26. Организация внеурочных занятий учащихся с использованием ИКТ
27. Разработать систему стимулирования участников образовательного процесса по использованию ИКТ в образовательной деятельности
7. Проекты.
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.
Формирование единого информационного пространства на первом этапе сводится к созданию общей информационной базы данных – компьютерного отображения информационного поля учебного заведения, объединяющего информационные потоки, и организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса. Общая база данных школы как ядро единого информационного пространства должна содержать следующую информацию и предоставлять возможность ее обновления:
1 общая информация о школе
2 кадровые данные о преподавателях
3 личные данные об учащихся
4 учебный план
5 штатное расписание
6 данные о материально-технической базе
7 социальный паспорт школы
8 данные методической службы школы
9 статистические данные по итогам года
с целью получения администраторами и преподавателями необходимых им данных об учениках и работе коллектива.
На втором этапе предусматривается создание и открытие доступа всем заинтересованным лицам к сайту школы, который предоставляет следующие возможности: интерактивное общение участников учебного процесса (на форуме сайта), размещение информации на всеобщий просмотр, размещение служебной информации, размещение информационных полей участников образовательного процесса.
На третьем этапе необходимо создание локальной сети, позволяющей объединить и систематизировать внутришкольные информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа).
В планах школы участвовать в проектах:
«Школьный сайт», «Видеолаборатория», «Фотостудия».
«Портфолио учителя», «Средства сетевого тестирования и контроля знаний», «Школьная коллекция ИКТ - находок»,
участвовать постоянно в конкурсе «Лучший урок с использованием ИКТ».
8. Ресурсное обеспечение.
Источниками финансирования программы являются как бюджетные, так и внебюджетные средства.
9. Информационная безопасность.
В рамках программы предполагается:
сформировать концепцию информационной безопасности образовательной среды школы;
на базе школьного сервера создать административный сегмент управления безопасностью, оснащенный системой централизованного управления комплексом средств обнаружения вторжений, антивирусной защиты, обеспечить необходимую информационную безопасность локальной сети.
10. Механизм реализации программы.
Реализацию Программы обеспечивают:
- руководитель по созданию программы информатизации
- творческая группа педагогов школы (учителя информатики, учителя предметники),
- руководители МО на уровне своей компетенции
- учащиеся и их родители.
Деятельность администрации:
1. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности
2. Ведение мониторинга качества обучения
3. Ведение компьютерного мониторинга обученности в образовательной программе «Школа 2007-2010»
4. Электронный документооборот
5. Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс
6. Компьютеризация школьной библиотеки
7. Электронная база педагогических кадров
8. Электронная база по обучающимся
9. Создание и поддержание сайта школы, Web- страниц отдельных школьных проектов
10. Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения
11. Дистанционное обучение
деятельность педагогов
1. Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя
2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке.
3. Использование Интернет –ресурсов в цикле гуманитарных, естественно-математических предметов и в курсе информатики
4. Дистанционное образование, повышение квалификации
5. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока в средней и профильной школах
6. Создание интегрированных интернет-уроков
7. разработка собственного программного обеспечения и использование готовых программных продуктов
8. Создание банка данных развития школьников с помощью электронных приложений к УМК «Школа 2000-2010»
9. Использование Интернет-технологий в организации дополнительного образования детей.
Деятельность ученика
1. Интернет-технологии - часть общей информационной культуры ученика
2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования
3. Интернет –технологии в организации дополнительного образования детей
4.
5. Использование компьютерных технологий для подготовки к уроку
6. Организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологий
7. Компьютерные конкурсы
8. Обсуждение актуальных проблем на Интернет форуме школьного сайта
Деятельность родителей.
1. Посещение курсов компьютерной грамотности.
2. Получение информации о расписании учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы
3. Интернет общение с руководством школы и учителями на форуме сайта
4. Интернет - знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.
Основные индикаторы достижений.
- Увеличение количества современной компьютерной техники в школе, используемой в процессе обучения.
- Создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) для администрации и педагогов.
- Создание школьной медиатеки.
- Увеличение количества педагогов, реализующих на регулярной основе ИКТ в учебной деятельности и внеклассной работе.
- Привлечение учителей-предметников и перспективных учащихся к созданию мультимедийных электронных уроков с проведением экспертизы различного уровня.
- Привлечение учащихся к деятельности и участию в различных конкурсах, в том числе через Интернет.
11. Контроль реализации программы.
Контроль за реализацией программы возложен на директора МОУ Стеклянская СОШ Сердюкова Виктора Алексеевича.
12. Ожидаемые результаты.
Эффективность реализации программы информатизации школы оценивается по следующим критериям:
- Создание единого информационного пространства;
-Повышение эффективности образовательного процесса;
- Автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
-Повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя.
- Повышение ИК-квалификации учителей.
- Участие в конкурсах ,олимпиадах конференциях с использованием Интернет -технологий.
-Повышение информационной культуры учащихся, адекватной современному уровню развития информационно-коммуникационных технологий.
13. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы.
- создание единого информационного пространства
показатели :
- повышение эффективности образовательного процесса;
- автоматизация организационно- распорядительной деятельности школы;
- повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя
показатели:
-создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий;
- повышение качества образования;
- повышение квалификационной категории учителей;
- распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно- методических и научно –практических семинарах, конференциях, публикации, в том числе в Интернет- формах;
- создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;
- эффективность использования сайта.
повышение информационной культуры обучающихся
показатели:
- использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;
- участие в конкурсах, конференциях;
-использование Интернет-технологий и Интернет ресурсов.
14. План-график (календарный план, циклограмма).
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Заседания творческой группы по информатизации |
1 раз в четверть |
Директор
школы |
2 |
Компьютерный мониторинг качества образования |
1 раз в четверть |
Зам.директора по УВР |
3 |
Создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями |
В течение года |
Зам.директора по УВР |
4 |
Совместное совещание педагогического коллектива, медицинских работников, инструкторов по физической культуре, членов ученического совета с целью определения актуальных тем для информационного пространства школы |
Ежегодно, сентябрь |
Директор школы |
5 |
Использование компьютеризации и ресурсов Internet для проведения интегрированных уроков |
Постоянно |
Учителя
предметники |
6 |
Ведение карт повышения квалификации учителей на базе НГПУ и института повышения квалификации |
В течение года |
Зам. Директора по УВР |
7 |
Занятия групп «Пользователь ПК», «ИКТ в деятельности педагогов-предметников» |
В течение года |
Упр.образования |
8 |
Заседания «круглого стола». Обмен опытом работы на заседаниях МО учителей-предметников |
1 раз в четверть |
Руководители МО |
9 |
Совещание по результатам информатизации учреждения |
Ежегодно, май |
Зам. директора по УВР |
10 |
Обеспечение необходимой коррекционной работы |
В течение года |
Администрация |
11 |
Использование мультимедийной техники на школьных и городских мероприятиях и на уроках |
Постоянно |
Учитель информатики, учителя предметники |
12 |
Использование компьютерного класса для проведения интегрированных уроков, факультативных занятий, профессионального обучения |
Постоянно |
Педагоги школы |
13 |
Использование в работе школы электронной почты |
Постоянно |
Ответственный за прием электронной почты |
14 |
Пополнение банка данных образовательных услуг компьютерной сети - Интернет |
Постоянно |
Зам. директора по УВР |
15 |
Использование информационных услуг Internet в практике работы школы |
Постоянно |
Зам. директора по УВР |
16 |
Применение новых информационных технологий для управления качеством образования |
Постоянно |
Зам. директора по УР |
17 |
Пополнение компьютерных картотек образовательных программ |
В течение года |
библиотекарь |
18 |
Пополнение медиатеки, Интернет-ресурсов школьной библиотеки |
В течение года |
библиотекарь |
19 |
Обмен опытом по использованию мультимедийной продукции в образовательном процессе |
Постоянно |
Учителя -предметники |
20 |
Создание компьютерной базы данных по социально-психологическому сопровождению |
В течение года |
педагоги |
21 |
Использование метода проектов в образовательном процессе |
В течении года |
Учителя-предметники |
22 |
Обновление базы данных по педагогическим кадрам |
сентябрь |
Зам. директора по УВР |
23 |
Участие в городских, областных, Всероссийских конкурсах, семинарах, конференциях с использованием информационных технологий |
В течение года |
Зам.директора по УВР, ВР |
24 |
Создание базы данных по всеобучу |
Август,
апрель |
Зам. директора по УР |
25 |
Создание базы данных выпускников |
октябрь |
Зам. директора по УР, ВР |
26 |
Пополнение программного информационного ресурса |
В течение года |
Зам.директора по УР |
27 |
Поддержка сайта школы и форума в Интернете |
В течение года |
Семенов А.А. |