Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Стеклянская средняя школа

Купинский район

Новосибирская область

страница учителя информатики

 

"Информация первична, но без компьютера ее не обработать".

Семенов Андрей Александрович преподает информатику с 1985 года.

 

  Информатика- это понятие для современного человека знакомо с детства. Но 35 лет назад эта область деятельности человека была уделом «избранных». С каждым годом увеличивается число людей связанных по роду своей деятельности с компьютерами и информатикой. Расширяется и сфера влияния данной науки. Информатика, как само понятие, расширяется в понимании обывателя. Это не просто наука, изучающая методы и технологии обработки информации с помощью компьютерной техники, но и средство развития логических, мыслительных возможностей человека.

  Школьная информатика на базовом уровне знакомит ученика с принципами работы компьютера, вводит понятие информации, дает понятие кодирования информации, знакомит с простейшими исполнителями, дает понятие алгоритма, приводит простейшие примеры алгоритмов, но элементам математической логики почти не уделяет внимание. Примеры простых программ составляются на языках программирования Basic   или Pascal. Уделяется внимание новым  информационным технологиям. Но из-за недостатка времени многие учителя  больше времени уделяют информационным технологиям под предлогом, что это детям нужнее. Но недостаточное внимание уделяется информатике как науке.

  А при подготовке к ЕГЭ по информатике большее внимание уделяется именно вопросам информатики и всего несколько вопросов посвящено информационным технологиям. 

   Парадокс? Нет. Просто вопросы теории и практики во всех предметах имеют примерно одинаковое соотношение 85 процентов к 15 процентам. Время показывает, чтобы учителю подготовить ученика к ЕГЭ  необходимо переходить на тестовую форму контроля и при обучении использовать тестовые тренажеры. Разработку таких тестовых тренажеров удобно осуществлять в среде ОС Windows  или на языке HTML. 

  Какие же темы необходимо освятить при разработке тренажеров. Выдумывать ничего не надо обратимся к темам рассматриваемым на ЕГЭ. Здесь проверяются знания по теоретическим вопросам:

·         Единицы измерения информации;

·         Принципы кодирования информации;

·         Системы счисления;

·         Понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

·         Основные алгоритмические конструкции;

·         Основные элементы программирования;

·         Основные элементы математической логики;

·         Основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

     Если рассматривать 10 основных разделов, то в процентном соотношении набора первичных баллов в ЕГЭ картина выглядит следующим образом:

1.      Информация и её кодирование  17,5 %,

2.      Алгоритмизация и программирование 32,5 %,

3.      Основы логики 12,5 %,

4.      Моделирование и компьютерный эксперимент 2,5 %,

5.      Программные средства информационных и коммуникационных технологий 2,5 %,

6.      Технология обработки графической и звуковой информации 2,5 %,

7.      Технология обработки информации в электронных таблицах 5 %,

8.      Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных 2,5 %,

9.      Телекоммуникационные технологии 7,5 %,

10. Технология программирования 15 %.

  Из приведенных данных видно, что алгоритмизации и программированию уделяется около 50 % от всего задания. Большой процент отводится на логику и кодирование информации. И только 12,5 % на информационные технологии. Понятно, что базовый уровень подготовки учеников не позволяет полноценно подготовить учеников к сдаче ЕГЭ. Существующие учебники Макаровой, Гейна да и Гуревича не удовлетворяют данной структуре. 

   При планировании учебного материала необходимо обратить внимание на предложенные выше проценты и придерживаться их.

 В настоящее время с 5 по 9 класс преподаю по учебникам Босовой Л.Л, а 10-11 классы по учебникам Семакина И.Г. Но в перспективе линия учебников Босовой охватит и 10 и 11 классы. 

   

  Самым слабым звеном  в нашей работе является участие учеников в олимпиаде по информатике. Сложность заключается в том, что программирование на языке Паскаль изучается в курсе средней школы в 11 классе во втором полугодии. А задания даются с 9 по 11 класс. Выход из создавшегося положения один. Необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выявить увлеченных информатикой учеников;

  2. Найти дополнительный час (минимум) в неделю для индивидуальных занятий.

  3. Научиться самому учителю решать олимпиадные задачи.

  4. Начинать с 8 класса изучать язык Pascal.

  5. Изучать механизм решения олимпиадных задач с учениками.

  Если не выполнится хотя бы один из выше перечисленных пунктов, то успеха в решении олимпиадных задач не достичь.

 

   Тема исследования: "Активизация  познавательной деятельности учеников при изучении информатики с использованием инновационных технологий "

Побудить творческую познавательную деятельность я пытаюсь используя на уроках и во внеурочной деятельности следующие продукты информационных технологий:

 

 Программы и документы по информатике:

 Документы учителя информатики

  Рабочие программы по информатике:

  5-9 классы

  10-11 классы

  Элективный курс "Создаём сайт в Интернете"

  Элективный курс "Проектная деятельность" 8 класс

  Элективный курс "Программирование на Pascal ABC" 11 класс

Авторские разработки:

Инновационные технологии на уроках информатики

Инновационный подход в преподавании информатики

 

 Дидактический материал:

 Тренажеры по темам:

 1. Информация и ее измерение.

Измерение информации 

Информация

История информатики

 2. Кодирование информации.

Перевод в другую систему счисления

Информационные процессы

 3. Системы счисления.

Позиционные системы счисления

 4. Основы логики.

Основы логики

 5. Понятие алгоритма и его свойств.

Блок-схемы

 6. Моделирование.

Моделирование

 7. Элементы программирования.

Программы

Программирование

Программы и системы

 

 8. Информационные и коммуникационные технологии.

     Тренажер по теме "Информационные технологии"-> скачать

 ЕГЭ и ГИА по информатике:

 

https://ege.yandex.ru/informatics/ -тесты по информатике

http://www.examen.ru/add/ege/demonstracionnye-varianty-ege -демонстрационные варианты

http://inf.reshuege.ru/- сайт Решу ЕГЭ

http://egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/informatika/- подготовка к ЕГЭ и ГИА по информатике

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"