Семенов Андрей Александрович преподает информатику с 1985 года.
Информатика- это понятие для современного человека знакомо с детства. Но 35 лет назад эта область деятельности человека была уделом «избранных». С каждым годом увеличивается число людей связанных по роду своей деятельности с компьютерами и информатикой. Расширяется и сфера влияния данной науки. Информатика, как само понятие, расширяется в понимании обывателя. Это не просто наука, изучающая методы и технологии обработки информации с помощью компьютерной техники, но и средство развития логических, мыслительных возможностей человека.
Школьная информатика на базовом уровне знакомит ученика с принципами работы компьютера, вводит понятие информации, дает понятие кодирования информации, знакомит с простейшими исполнителями, дает понятие алгоритма, приводит простейшие примеры алгоритмов, но элементам математической логики почти не уделяет внимание. Примеры простых программ составляются на языках программирования Basic или Pascal. Уделяется внимание новым информационным технологиям. Но из-за недостатка времени многие учителя больше времени уделяют информационным технологиям под предлогом, что это детям нужнее. Но недостаточное внимание уделяется информатике как науке.
А при подготовке к ЕГЭ по информатике большее внимание уделяется именно вопросам информатики и всего несколько вопросов посвящено информационным технологиям.
Парадокс? Нет. Просто вопросы теории и практики во всех предметах имеют примерно одинаковое соотношение 85 процентов к 15 процентам. Время показывает, чтобы учителю подготовить ученика к ЕГЭ необходимо переходить на тестовую форму контроля и при обучении использовать тестовые тренажеры. Разработку таких тестовых тренажеров удобно осуществлять в среде ОС Windows или на языке HTML.
Какие же темы необходимо освятить при разработке тренажеров. Выдумывать ничего не надо обратимся к темам рассматриваемым на ЕГЭ. Здесь проверяются знания по теоретическим вопросам:
· Единицы измерения информации;
· Принципы кодирования информации;
· Системы счисления;
· Понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
· Основные алгоритмические конструкции;
· Основные элементы программирования;
· Основные элементы математической логики;
· Основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.
Если рассматривать 10 основных разделов, то в процентном соотношении набора первичных баллов в ЕГЭ картина выглядит следующим образом:
1. Информация и её кодирование 17,5 %,
2. Алгоритмизация и программирование 32,5 %,
3. Основы логики 12,5 %,
4. Моделирование и компьютерный эксперимент 2,5 %,
5. Программные средства информационных и коммуникационных технологий 2,5 %,
6. Технология обработки графической и звуковой информации 2,5 %,
7. Технология обработки информации в электронных таблицах 5 %,
8. Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных 2,5 %,
9. Телекоммуникационные технологии 7,5 %,
10. Технология программирования 15 %.
Из приведенных данных видно, что алгоритмизации и программированию уделяется около 50 % от всего задания. Большой процент отводится на логику и кодирование информации. И только 12,5 % на информационные технологии. Понятно, что базовый уровень подготовки учеников не позволяет полноценно подготовить учеников к сдаче ЕГЭ. Существующие учебники Макаровой, Гейна да и Гуревича не удовлетворяют данной структуре.
При планировании учебного материала необходимо обратить внимание на предложенные выше проценты и придерживаться их.
В настоящее время с 5 по 9 класс преподаю по учебникам Босовой Л.Л, а 10-11 классы по учебникам Семакина И.Г. Но в перспективе линия учебников Босовой охватит и 10 и 11 классы.
Самым слабым звеном в нашей работе является участие учеников в олимпиаде по информатике. Сложность заключается в том, что программирование на языке Паскаль изучается в курсе средней школы в 11 классе во втором полугодии. А задания даются с 9 по 11 класс. Выход из создавшегося положения один. Необходимо выполнить следующие действия:
1. Выявить увлеченных информатикой учеников;
2. Найти дополнительный час (минимум) в неделю для индивидуальных занятий.
3. Научиться самому учителю решать олимпиадные задачи.
4. Начинать с 8 класса изучать язык Pascal.
5. Изучать механизм решения олимпиадных задач с учениками.
Если не выполнится хотя бы один из выше перечисленных пунктов, то успеха в решении олимпиадных задач не достичь.